Советы психолога для родителей девятиклассников
В девятом классе завершается обучение ребенка в средней школе. Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, - принятие решения о характере дальнейшего образования. Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей.
Повышается уровень требований педагогов к девятиклассникам, появляются новые предметы, происходит углубление в содержание уже знакомых дисциплин – другими словами, учиться становится сложнее.
Кроме того, именно в конце девятого класса школьники сдают первые серьезные экзамены, от которых зависит их будущее: смогут ли они остаться в своей школе, в какой класс попадут в следующем году.
Из-за этого у многих школьников возрастают напряженность и тревожность, препятствующие успешному обучению. Ребенок может перестать справляться с нагрузкой и полностью потерять желание учиться. Важно вовремя это заметить.
Подростки уходят в свой внутренний мир или в общение со сверстниками, не реагируют на замечания, остаются равнодушными к плохим отметкам, не пытаются «подтянуть» и исправить положение. В таком случае надо помочь старшеклассникам понять, ради чего они учатся в девятом классе. Общие слова о пользе знаний на них не действуют, учиться ради оценки давно неинтересно.
Девятикласснику необходимо ответить на вопрос: «Зачем мне лично в дальнейшем могут понадобиться знания? Каким будущим жизненным целям отвечает получение образования?» Всячески стимулируйте их к размышлению над этими вопросами, т.к. от этого зависит формирование их мотивации к обучению.
Для того, чтобы помочь подростку в выборе своей жизненной позиции, обратим внимание на возрастные особенности учащегося 9 класса.
Возрастные особенности девятиклассника
Наиболее актуальной для подростков является потребность в самопознании, самооценке, самоопределении, самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса и др.
Можно отметить следующие противоречия в развитии личности старших подростков.
Первое противоречие – между исключительной концентрированностью подростка на собственной личности и насущной потребностью в общении со сверстниками.
Второе противоречие – между притязанием подростков на взрослость, самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта.
Понимания, одобрения, восхищения ищет подросток у друзей и родителей. Эмоциональная зависимость от взрослых находит свое выражение в жажде глубокого понимания родителями, взрослыми.
Таким образом, подростки очень нуждаются в общении с друзьями, в любви и понимании родителей, близких людей, во внимании окружающих людей к себе, в самопознании.
Подросток, как в зеркало, смотрится в оценку значимых людей, корректирует представление о себе. Поэтому оценка и положительная эмоциональная поддержка родителей, педагогов приобретают для него первостепенное значение.
В 9 классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать– продолжить обучение в школе, пойти учиться в училище или работать?
В это время усиливается значимость собственных ценностей, хотя девятиклассники еще во многом подвержены внешним влияниям. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе.
В восьмом – девятом классах возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Подростки чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации ка ксодержащие угрозу их представления о себе и из-за этого переживают страх, сильное волнение.
Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом под влиянием семьи и сверстников. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения.
Важно отметить, что в этот период становится возможным самовоспитание, благодаря развитию у подростка саморегуляции. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желаемые качества.
Куда пойти учиться
Построение жизненных планов и перспектив– важнейшая задача развития на данном возрастном этапе. Родителям необходимо делать на это упор.
Роль родителей в период поиска ребенком своего призвания заключается в оказании ему психологической поддержки. Они должны быть внимательными и заинтересованными слушателями. Надо рассказать своему сыну или дочери о том, как в свое время вы сами выбирали профессию, и о своих одноклассниках (кто куда пошел и кто чего добился). Даже если профессиональный выбор ребенка огорчает родителей, нельзя его отговаривать и запрещать идти по намеченному пути. Но в то же время необходимо убедиться в том, что школьник имеет адекватные представления о выбранной профессии.
С другой стороны, случается, что школьник стремиться полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и переложить ее на родителей. На вопрос, кем он хочет стать, ребенок отвечает, что не знает, что ему все равно, или вообще избегает разговоров на эту тему. Тем не менее, родители не должны давать конкретных советов, как завершить среднее образование или куда пойти учиться. Нужно помочь школьнику понять себя и правильно оценивать собственные способности.
(Подготовлено по материалам «Школа НИКА»)